Вопрос - ответ

Чем характеризуются гиперопека  и невмешательство в воспитании детей?

 " Гиперопека это система отношений в семье, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем - формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. С другой стороны, гиперопека может способствовать развитию ипохондрических тенденций. Задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации, требующей от него действия или принятия решения. 

Невмешательство это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, опирающиеся на этот стиль воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, накоплению опыта. Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Но этот метод грешит вероятностью развития в ребёнке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Недоласканный в детстве, не получивший нужной доли родительской заботы, такой ребенок чувствует себя слишком одиноким, недоверчивым, зачастую излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам."

12 комментариев:

  1. Наша семья неполная. С мужем развелись, сильно увлекался алкоголем. Никак не могу наладить с ребенком отношения. Неужели, уже не получится все исправить?

    ОтветитьУдалить
  2. Особую группу представляют неполные семьи. Причины этого социального явления неоднозначны, но чаще всего — это разводы, которые не могут оставить детей равнодушными и от которых они глубоко страдают. Однако к неполным семьям нельзя относиться предвзято, а к детям, которые в них воспитываются, — как к потенциально неблагополучным. Можно утверждать, что в ряде случаев семья, с воспитательной точки зрения, наоборот, перестает быть неблагополучной именно в результате развода, потому что из нее удаляются источники постоянного негативного влияния на детей (влияние алкоголика, наркомана или психически неуравновешенного отца).
    Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются за счет снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической перенапряженности. Однако появляются и некоторые компенсирующие факторы внутрисемейного порядка: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, видя, как нелегко ему прокормить семью, наладить нормальный быт, стремятся помочь в домашних делах, приучаются сдерживать сиюминутные запросы, становятся более близкими эмоционально. Это создает в семье благоприятную нравственную атмосферу, что и помогает преодолевать трудности.

    ОтветитьУдалить
  3. Наталия Александровна! Я не могу найти общий язык с родителями. Младшей сестре во всем потакают, все ей разрешают. Со мной все наоборот. Мне очень обидно. На вопрос: «Почему сестре можно, а мне нет?» родители отвечают: «Она младше, ей надо уступать, а ты уже большой, обойдешься». Я не хотел бы, чтобы вы ответили мне при всех. Можно к Вам прийти в кабинет для разговора? Е.С.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Е.С. Конечно, буду рада тебе помочь. Я жду тебя в любое время в своем кабинете. Приходи, пообщаемся, попробуем что-нибудь предпринять.

      Удалить
  4. Моего ребенка отнесли к категории «трудных». Что это такое? Объясните, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемый родитель! Обычно различают 4 группы детей, относящихся к категории "трудных":

      1. Группа, которая включает ребят с отклонением в эмоционально- волевой сфере. Они действуют под влиянием первого сигнала, который пришел в кору головного мозга (Я так хочу!). ( нужна помощь психоневролога)
      2. Трудность, которая возникает на неверные формы воздействия, например: нетактичность учителя, или ребенок болел, а к нему невнимательно отнеслись.
      3. Пробелы в этических и нравственных представлениях- это группа педагогически запущенных детей. Они сознают свои недостатки, но им не хватает воли они требуют контроля со стороны учителя и родителя.
      4. Группа с искаженным представлениями. Не принимают замечаний. Либо они равнодушны к ним, либо ведут себя вызывающе. Ребенок уверен в своей правоте. Все свое неприглядное поведение он оправдывает. Это и приводит к сопротивлению педагогическим воздействиям. Неудачу он ищет в других.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Наталия Александровна! Пишет Вам педагог Вашей школы. Подскажите, как вести нам, учителям, себя с «трудными» детьми? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллега! Приношу свои извинения, что не смогла ответить на Ваш вопрос своевременно. Каникулы - благоприятное время для повышения квалификации и командировок. Итак, алгоритм поведения педагога с "Трудными " детьми таков:
      1. Не навязывать свою точку зрения.
      2. Искать поводы и ситуации для разговора
      3. Разговор должен быть ровным и сдержанным.
      4. Не замечать агрессивного выпада, но и не заигрывать.
      Если ребенок чувствует, что ему доверяют, то разговор пойдет по душам. Нужно снять психологический барьер, который возник в общении с ребенком.
      Черты характера "трудных" подростков: 1. Страх
      2. Озлобленность
      3. Неудовлетворенность
      4. Недоверие
      5. Одиночество
      6. Враждебность
      7. Равнодушие
      Это не природные черты, они сформировались под влиянием внешнего воздействия.
      Удачи в работе, коллега! Обращайтесь, если необходимо.

      Удалить
  6. В последнее время говорится много о детской одаренности. Как узнать, одаренный мой ребенок или нет? Для этого необходимо вести его к психологу или я могу это проверить сама. С уважением, Татьяна Игоревна, мама ученика 3 класса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Игоревна! Прошу извинения за опоздание с ответом.
      Каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка? Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство ("Она задает миллион вопросов обо всем на свете!") и цепкую память ("Он все запоминает в таких деталях"). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием ("Она все на лету схватывает"), воображением ("Он играет с воображаемыми друзьями" или "Она рассказывает мне такие фантастические истории"), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать. Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне обычному ребенку справиться с теми или иными задачам.
      Поход к психологу тоже не будет лишним. Есть большое количество методик, позволяющих выявить одаренность ребенка. Это тесты Гилфорда, Торренса, Векслера и многие другие.

      Удалить
  7. Добрый вечер! Сегодня первый день пошли в школу после каникул и сразу жалоба на сына. Наш учитель постоянно жалуется на то, что сын невнимательный на уроке (он учится во 2 классе), часто отвлекается, не проявляет интереса к учебе. Отсюда неуспеваемость по многим предметам. Дома занимаемся, но все без результата. Подскажите, пожалуйста, что можно сделать в нашей ситуации?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Из года в год учителя школ сталкиваются с проблемой трудностей обучения у детей младших классов. Этому способствуют многочисленные факторы, один из которых – слабое развитие высших психических функций. Данные диагностик и наблюдений в процессе психологического сопровождения в течение нескольких лет подтверждают, что слабое усвоение учебных знаний наблюдается в наибольшей степени у тех учащихся, у которых до школы интеллектуальное развитие находилось на низком уровне. Вследствие этих проблем у учащихся наблюдается низкая мотивация к учебе, слабая концентрация внимания при анализе вопросов, где требуется включение мыслительной деятельности. Они не имеют сил для активной жизненной позиции. Их учебная активность часто заменяется выключением из содержательного учебного процесса. Данные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми заданиями на развитие функций в процессе урока и требуют специально организованных занятий. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания, памяти, мышления помогают развивать эти функции уобучающихся.

      Удалить